Віктор Гвоздь в гостях у «Yenicag.Ru — Новая Эпоха»

Сценарій можливої війни між Туреччиною і Росією на Кавказі

 

 

Президент Незалежного аналітичного центру геополітичних досліджень «Борисфен Інтел» Віктор Гвоздь відповів на запитання Кавказа Омарова, головного редактора міжнародної інформаційної агенції «Yenicag.Ru — Новая Эпоха» (Баку, Азербайджан).

Пропонуємо нашим читачам ознайомитися з другою частиною цього інтерв’ю (рос.):

 

— Вы, несомненно, следили за событиями на азербайджано-армянской границе, которые чуть не привели к полномасштабной войне. Как профессионал, что можете сказать по этому поводу? Какова роль Кремля в этой провокации и как можете оценить позицию Турции в этом вопросе?

— Как известно, армяно-азербайджанский конфликт, спровоцированный Москвой еще в конце 1980-х годов, остается одним из основных инструментов России по укреплению своих позиций на Кавказе. Этим решается несколько стратегически важных для нее задач. В частности, по усилению российского военного присутствия на Кавказе в виде военных баз России на территории Армении. При этом Москва объясняет нахождение там своих войск оказанием помощи в укреплении безопасности Армении, прежде всего от исходящих со стороны Азербайджана, Турции и Ирана угроз.

Также это дает возможность влиять на политику Армении и Азербайджана посредством управления ходом конфликта между ними. Так, в нужные моменты Россия провоцирует обострение армяно-азербайджанского противостояния (в том числе путем организации приграничных инцидентов), что позволяет ей диктовать свои условия Еревану и пытаться осуществлять это в отношении Баку.

Она же препятствует реализации США, ЕС, Азербайджаном, Турцией и Грузией совместных проектов по транспортировке нефти и газа из Каспийского и Центрально-Азиатского регионов на внешние рынки (прежде всего в Европу) в обход российских территорий. Кроме того, Россия противостоит США, ЕС и Турции в деле укрепления их влияния на Кавказе и в Черноморском регионе.

Все это имеет отношение и к очередной активизации армяно-азербайджанского конфликта в июле этого года. Не будем говорить о том, кто виноват. Интересно, кто и как использует это в своих целях. В данной связи можно опять же выделить интересы России, из-за которой как по команде обостряется обстановка на Кавказе. Если рассматривать конкретную ситуацию, возникшую летом этого года, то такие интересы следующие: продемонстрировать «миротворческую» роль России в деле прекращения очередного столкновения между Арменией и Азербайджаном. Для Москвы это важно, поскольку она стремится улучшить свой имидж в глазах Запада. Также Россия пытается показать свои возможности в «урегулировании» других конфликтов на постсоветском пространстве (в том числе — на Донбассе). При этом у России, как всегда, двойственная позиция. Так, Москва выступает «нейтральным» посредником между Арменией и Азербайджаном и одновременно российские СМИ и политики оправдывают действия Еревана, очерняя политику Баку.

Россия одергивает Армению, которая позволяет себе идти на определенное сближение с Западом вопреки российским интересам. В этой связи помощь России Армении в ее противостоянии с Азербайджаном, очевидно, ставится Москвой в зависимость от отношений Еревана с США и ЕС. В то же время угрозой расширить масштаб конфликта Россия может подтолкнуть Азербайджан ко вступлению в Евразийский экономический союз. Ну и одновременно попытаться предотвратить возможное участие Азербайджана в новых энергетических проектах США, Европы и Турции. На сегодняшний день для России данный вопрос, по-видимому, является особо важным.

Как известно, в 2018 году был введен в действие Трансанатолийский газопровод Баку (Азербайджан) — Тбилиси (Грузия) — Эрзерум (Турция) в обход территории России. В результате поставки российского газа в Турцию уже сократились на 40 %, что не только снизило доходы Москвы, но и нанесло существенный удар по ее энергетической политике. В этом контексте показательным является факт обострения конфликта не в районе Нагорного Карабаха, а вблизи Товузского района Азербайджана, где и проходит упомянутый газопровод.

Действия Москвы по реализации ее интересов на Кавказе, как всегда, сопровождаются демонстрацией российской военной силы в регионе. Так, по нашей информации, с середины июля этого года российские военные вертолеты систематически патрулируют армяно-турецкую границу.

Во второй половине июля в рамках проверки вооруженных сил России были проведены учения 102-й военной базы в Армении, 7-й военной базы в Абхазии, 4-й военной базы в Южной Осетии, а также частей 58-й армии Южного военного округа и Каспийской флотилии ВС РФ на территории Дагестана — вблизи границы с Азербайджаном.

При этом учения 102-й военной базы ВС РФ проводились совместно с подразделениями армянской армии. Всего привлекалось более 1,5 тыс. человек, а также свыше 500 единиц военной техники, в том числе истребители МиГ-29, вертолеты Ми-24П, Ми-8МТВ и современные беспилотные летательные аппараты.

Цель таких учений — давление на Азербайджан и Турцию. При этом Россия демонстрирует верность своим союзническим обязательствам перед Арменией как на двухсторонней основе, так и в рамках Организации Договора о коллективной безопасности.

— После стычек на азербайджано-армянской границе турецкий военный контингент, состоящий из 10 тыс. военнослужащих, бронетехники, вертолетов и истребителей F-16, приступил к масштабным военным учениям совместно с ВС Азербайджана. Раньше Турция так активно не участвовала в военно-политических процессах на Южном Кавказе. Максимум Анкара делала заявление в поддержку Азербайджана и дело не доходило до демонстрации силы и таких воинственных заявлений, которые всерьез обеспокоили политические круги в Армении и в Москве. Может ли это означать, что геополитическая обстановка на Южном Кавказе кардинально изменилась и окончательно нарушен баланс военной силы?

— Турция имеет на Кавказе свои интересы, которые полностью противоречат интересам России. Это восстановление утраченных вследствие российско-турецких войн еще в XIX столетии позиций на Кавказе и в Черноморском регионе. Турция сегодня превращается в составляющую так называемого Южного энергетического коридора. Этим коридором предусматривается прокладка трубопроводов для транспортировки нефти и газа из Каспийского и Черноморского регионов на внешний рынок. Естественно, в обход России.

Это должно усилить влияние Турции в мире как регионального центра силы (фактически новой «Османской империи»), а также позволить ей получить дополнительный источник доходов от транзита нефти и газа.

Историческими противниками Турции на Кавказе являются Россия и ее союзница Армения. В свою очередь, естественным союзником Анкары является Азербайджан, как страна с такой же религией и близкой культурой, которая, к тому же, имеет проблемы в отношениях с Россией и Арменией.

Турция поддерживает Азербайджан в его противостоянии с Арменией, а, по сути, и с Россией. Причем такая поддержка имеет не только политический и моральный характер, но и затрагивает военную сферу. Именно это и показали учения вооруженных сил Турции в период 29 июля – 10 августа 2020 года на Кавказском направлении, ставшие ответом на совместные учения России и Армении. Так, в ходе учений турецкие истребители F-16 приблизились к столице Армении на расстояние воздушного удара — менее 60 километров.

Таким же образом Турция жестко отстаивает свои интересы перед Россией и в других регионах, в частности на Ближнем Востоке и в Северной Африке. При этом Анкара не останавливается перед прямой военной конфронтацией с Россией: фактически «полем боя» между Турцией и Россией стала Сирия и Ливия. Мы помним, как 28 февраля 2020 года на сирийской территории в провинции Идлиб российская авиация нанесла удар по колонне турецких войск. В результате погибло 22 турецких военнослужащих, что едва не привело к прямому военному столкновению России и Турции. На то время ситуацию удалось урегулировать. Однако уже 16 июля 2020 года турецкий БПЛА атаковал российский военный объект в провинции Хасеке на северо-западе Сирии.

Такое же противостояние происходит между Россией, Турцией и США в Ливии, где Москва оказывает помощь антизападным силам на востоке страны. В мае 2020 года турецкие БПЛА уничтожили около десяти зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь», поставленных Россией бунтовщикам. Кстати, такие же зенитно-ракетные комплексы ближнего действия имеются на вооружении российских войск в Армении, Абхазии, Южной Осетии и в аннексированном Крыму.

— Параллельно с этим ВС РФ на Северном Кавказе и на территории Армении начали тактические учения. В экспертном сообществе считают, что это «ответ Кремля» на действия Анкары. Как вы оцениваете эту ситуацию?

— Обострение военного противостояния между Арменией и Азербайджаном создает реальную угрозу возникновения большой войны в регионе. По причине возможного вмешательства в конфликт России и Турции.

Так, в случае расширения масштабов конфликта на стороне Армении может выступить Россия как ее союзница по ОДКБ. При этом она будет не столько защищать Армению, сколько пытаться укрепить свои позиции на Кавказе.

По опыту российской агрессии против Грузии в 2008 году, в рамках таких действий Россия будет наносить ракетно-бомбовые удары по военным и промышленным объектам Азербайджана (включая инфраструктуру добычи, переработки и транспортировки нефти и газа), а также может оккупировать часть азербайджанской территории.

В первую очередь для этого будут использоваться войска 58-й армии (с территории Дагестана) Южного военного округа ВС РФ, Каспийская военная флотилия, подразделения российских военных баз в Армении, а также силы 4-й армии ВВС и ПВО. При этом они могут быть усилены частями и соединениями из других военных округов России (прежде всего, Центрального ВО), а также Воздушно-десантных войск. Кроме того, Россия может применить самолеты Дальней (стратегической) авиации как с базовых, так и передовых аэродромов (в частности, в городе Моздок в Северной Осетии).

Не исключается возможность переброски Россией дополнительных сил в Армению с использованием военно-транспортной авиации через воздушное пространство Грузии или Ирана.

В этой ситуации Турция может оказать прямую военную помощь Азербайджану, в том числе направить свои войска для его поддержки, а также атаковать Армению со своей территории силами 2-й полевой армии. При этом наземные войска поддержат самолеты ВВС Турции. На первом этапе они будут действовать против Армении и российских войск на ее территории, а также оказывать помощь в обеспечении противовоздушной обороны Азербайджана. В дальнейшем ВВС Турции могут перейти и к нанесению ударов по войскам и военным объектам на территории России.

С высокой вероятностью Турцию может поддержать НАТО, что определяется 5-й статьей Североатлантического договора о коллективной обороне. Как минимум для этого может быть задействован объединенный армейский корпус «Турция» из состава субрегионального командования Объединенных вооруженных сил НАТО «Юго-Восток». Хотя и без НАТО силы Турции в Черноморском регионе (включая Кавказ) почти в два раза превышают силы России на этом направлении.

С учетом данного обстоятельства, не исключается возможность применения Россией тактического ядерного оружия. В частности, в ходе проверки ВС РФ в июле с. г. в Ингушетии была развернута 291-я артиллерийская бригада (место постоянной дислокации — станица Троицкая, Республика Ингушетия). Бригада была сформирована на базе 103-й гаубичной артиллерийской бригады большей мощности бывшего СССР. Имеет на вооружении самоходные 240-мм минометы «Тюльпан» и 203-мм самоходные пушки «Малка», которые являются основными средствами сухопутных войск для применения ядерного оружия. Мощность ядерных минометных мин составляет до двух килотонн. В ходе учений отрабатывались вопросы нанесения ударов по защищенным объектам противника в горной местности.

Кроме того, в качестве носителей ядерного оружия Россией могут использоваться самолеты тактической и Дальней (стратегической) авиации, оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер-М», а также крылатые ракеты «Калибр», которые имеются на вооружении ракетных кораблей и катеров Черноморского флота и Каспийской флотилии.

В свою очередь на базе ВВС США Инджирлик в Турции находятся около 50 тактических ядерных боеприпасов (авиационных бомб В61), которые могут быть применены в ответ самолетами F-16. Помимо этого, с 2018 года были начаты систематические полеты американской стратегической авиации в Черноморском регионе.

В частности, в октябре 2019 года пара американских бомбардировщиков В-52Н имитировала нанесение ударов по российским военным объектам в Крыму, а также резиденции В. Путина в Сочи. А в мае 2020 года пара американских бомбардировщиков В-1В впервые совершила перелет по маршруту Великобритания — Франция — Германия — Польша — Украина — Турция. При этом в украинском воздушном пространстве американские бомбардировщики защищали истребители Воздушных сил Украины.

— Украина с самого начала стычки на азербайджано-армянской границе заявила, что Киев поддерживает территориальную целостность Азербайджана, из-за чего посол Украины в Армении был вызван в МИД, а группа армянских дашнаков напала на здание посольства, облив его борщом и забросав тухлыми яйцами. Потом армяне подключили к антиазербайджанской истерии некоторых украинских политиков, чтобы хоть чем-то бросить тень на стратегическое партнерство между нашими странами. Но твердая позиция руководства двух стран еще раз показала всем нашим недоброжелателям, что наша дружба нерушима. Что можете сказать по этому поводу?

— У руководства Украины и украинского общества достаточно неоднозначное отношение к конфликту между Арменией и Азербайджаном. Наверное, из-за недостаточного понимания сути событий, происходящих на Кавказе. Сказывается и активизация пророссийских сил в Украине, в том числе в органах государственной власти. Определенные последствия возникают и из-за информационной кампании России проармянского и антиазербайджанского характера.

Так, на официальном уровне Украина поддерживает территориальную целостность Азербайджана. Это было подтверждено в известном заявлении министерства иностранных дел Украины в июле 2020 года, которое вызвало резко негативную реакцию в Армении, в том числе, как вы только что упоминали, недружественные действия в отношении украинского посольства в Ереване.

Хотя провокации армянских экстремистов в отношении дипломатического представительства Украины в Армении, опять же, по-разному воспринимались украинским обществом. Так, национал-демократические и прогосударственные силы Украины поддерживают Азербайджан, видят в нем союзника в противостоянии России, а также торгово-экономического партнера. В частности, это касается политического и экономического сотрудничества Украины с Азербайджаном на двухстороннем уровне, а также в рамках группы ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова). Кроме того, очень важны поставки азербайджанской нефти в Украину, а также возможности ее транзита через украинскую территорию в Беларусь и Польшу.

В то же время отдельные политические силы пророссийского толка пытаются разрушить отношения Украины с Азербайджаном, переориентировать нашу страну на Армению. Примером этого может служить возбуждение уголовного производства в отношении В. Боднара — заместителя министра иностранных дел Украины. Напомню, он подписал установочное письмо для государственных органов Украины, в котором затрагивалась тема непризнания Киевом факта причастности Турции к геноциду армянского народа во время Первой мировой войны.

Впрочем, подобные инсинуации вряд ли смогут повлиять на отношения между Украиной и Азербайджаном.

Частина 1. Врегулювання конфлікту на Донбасі.

 

Оригінал інтерв’ю:

«Yenicag.Ru — Новая Эпоха» — «Эксклюзивное интервью с генералом разведки»

 

 

Схожі публікації